Версии происхождения термина
1.Термин произошёл от аббревиатуры «ГОП» — сокращённого до первых букв названия «Городское общежитие пролетариата», которое появилось в Петрограде на Лиговке (Лиговском проспекте) в бывшей гостинице (ныне вновь гостиница «Октябрьская») через некоторое время после Октябрьского переворота. Жильцов «ГОПа», прославившихся своим асоциальным поведением, называли «гопники». Через какое-то время название стало нарицательным и превратилось в самостоятельный термин. Происхождение термина быстро забыли и сейчас об этом знают только немногие специалисты по городскому фольклору и петербургские краеведы[1]
2.Термин является сокращением от словосочетания «Гражданин Опасного Поведения (ГОП)».
[править] Значения термина
Согласно толково-словообразовательному словарю русского языка кандидата филологических наук Ефремовой Т. Ф. словом «гопник» обозначают «опустившегося человека, бродягу»[2].
По мнению сотрудницы кафедры международной коммуникации и делового общения Ставропольского государственного аграрного университета Е. Н. Калугиной, словом «гопник» могут называть «примитивного, малообразованного молодого человека»[3].
Как следует из краткого словаря криминального жаргона, составленного Ю. К. Александровым, словом «гопник» также обозначают «грабителя»[4].
Доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова в 2009 году считала, что «гопота» — это не менее 25 процентов среди современной молодежи. Социолог подразумевает под этим термином ни к чему не стремящихся молодых людей, находящих себя в массе себе подобных. [5].
Версии происхождения термина
1.Термин произошёл от аббревиатуры «ГОП» — сокращённого до первых букв названия «Городское общежитие пролетариата», которое появилось в Петрограде на Лиговке (Лиговском проспекте) в бывшей гостинице (ныне вновь гостиница «Октябрьская») через некоторое время после Октябрьского переворота. Жильцов «ГОПа», прославившихся своим асоциальным поведением, называли «гопники». Через какое-то время название стало нарицательным и превратилось в самостоятельный термин. Происхождение термина быстро забыли и сейчас об этом знают только немногие специалисты по городскому фольклору и петербургские краеведы[1]
2.Термин является сокращением от словосочетания «Гражданин Опасного Поведения (ГОП)».
[править] Значения термина
Согласно толково-словообразовательному словарю русского языка кандидата филологических наук Ефремовой Т. Ф. словом «гопник» обозначают «опустившегося человека, бродягу»[2].
По мнению сотрудницы кафедры международной коммуникации и делового общения Ставропольского государственного аграрного университета Е. Н. Калугиной, словом «гопник» могут называть «примитивного, малообразованного молодого человека»[3].
Как следует из краткого словаря криминального жаргона, составленного Ю. К. Александровым, словом «гопник» также обозначают «грабителя»[4].
Доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова в 2009 году считала, что «гопота» — это не менее 25 процентов среди современной молодежи. Социолог подразумевает под этим термином ни к чему не стремящихся молодых людей, находящих себя в массе себе подобных. [5].
[править] Субкультура гопников
[править] Характеристика субкультуры
Имидж и поведение типичного гопника представляют собой пародию на бандита 90-х. Чёрная кожаная куртка и спортивное трико было перенято подростками прямо от них. Позже бандиты надели солидные костюмы и галстуки — а гопники так и остались при своей типичной одежде. Если работой настоящих бандитов являлись обычно разборки, инкассация и рэкет коммерсантов — то гопники занимались мелким воровством и вымогательством денег.
Представители субкультуры «гопников» (см. второе значение термина) отличаются выраженной агрессией против членов общества, ориентированных на западные ценности (как правило, против ориентированной на западную культуру «неформальной молодёжи» — «неформалов»), а также пренебрежительно относятся к т. н. «лохам» — всем, кто не соблюдает «пацанские понятия» — негласные правила поведения, сложившиеся в криминальной среде.
Исследователь субкультуры «гопников» — сотрудник кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева — Рамиль Ханипов отмечает: «Городской центр по профилактике безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних Санкт-Петербурга обозначает гопников в качестве „неформальных объединений“, и включает их в раздел „агрессивы“. Дискуссии интернет форумов говорят об уровне развитии этих неформальных объединений следующим образом: „…от Калининграда до Владивостока гопники по сей день являются самой распространённой формой молодёжных объединений“, а все используемые источники подчёркивают ярко выраженный криминальный и групповой характер данной субкультуры: „Преимущественно это драки, грабежи, наезды, которые нацелены на добычу денег…, алкоголь и сигареты“.»[6]
Глава московского отделения Либерально-демократической партии России Олег Лавров заявил, что гопники составляют определённую часть избирательной базы его партии:[7]
Мы считаем, что гопники — самая могущественная в России политическая сила. Люди над нами смеются, называют нас партией маргиналов: гопников, воров, бродяг и пьяниц. Но, понимаете, это все люди, чьи интересы никто больше не представляет. Мы создали наши пункты на железнодорожных вокзалах, и одно время у нас был миллион членов. Когда мы выдвинули Малышкина кандидатом в президенты на выборах 2004 года, люди были в шоке. Ну да, он, конечно, не интеллектуал, но гопники за него проголосуют.
В отличие от большинства неформальных объединений молодёжи (например, хиппи, панки, ролевики), гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения[8], из чего следует, что они не осознавали себя как субкультуру.
В большинстве молодёжных субкультур характерно неприятие к гопникам, доходящее до крайнего антагонизма.
Что касается Украины, то ситуация примерно такая же. Здесь практически нет каких либо субкультур, которые бы возникли и развились в нашей стране, как молодежных так и любых других, и все они пришли к нам с запада. Единственное, о чём мы можем говорить, как о таком что родилось на Украине — это гоп-культура(гопари, гопота, братва, пацанчики).[источник?] По одной из основных версий данная субкультура зародилась в послевоенном Харькове (50-е годы ХХ века). Её представители как тогда, так в принципе и сейчас, это молодежь вышедшая из малообеспеченных и неудачных семей. Также её можно было охарактеризовать как «озлобленную» послевоенной обстановкой, разрухой, голодом и низким уровнем жизни. И так повелось что примером для них стали бывшие заключенные, образ жизни которых стал приемлемым для них в такой ситуации.
[править] Стереотипный внешний вид
Прическа «ёжиком».
Туфли, одетые под спортивный костюм.
Клечатая кепка.
Обилие перстней-печаток и золотых цепочек.
Растянутая майка с трениками и тапочками.
Использование воровского жаргона.
Куртка из «кожи».
Шапка, одетая как правила на уши.
[править] Другие отличительные черты
Также отмечается, что для представителей данной субкультуры характерны следующие черты:
Гопники большую часть времени проводят на улице или в парадных:[9] среди излюбленных мест — парки, скверы, старые дворы, автобусные остановки, гаражи (особенно если там проходит тропа от остановки общественного транспорта до жилых многоэтажек), дворики при детских садах, тёмные дворики, компьютерные клубы, тамбуры магазинов;
Распространена привычка сидения на корточках (на корта́х), ведущая происхождение из мест заключения[9] или ассоциирующаяся с таковыми.
Гопников характеризует развязная («борцовская» или раскачивающаяся) походка и агрессивная манера поведения: разглядывание прохожих в упор, фамильярное обращение, провоцирование на конфликты (например, «Ты чё такой дерзкий?», «Чё смотришь?!»), вымогание денег (например, «Слышь, бля мелочи не найдётся?», «А есть пять рублей на минералку?») и других ценностей (например, «У тя мобила есть? Мне позвонить надо.», «Попрыгай!», «Тцссссс!»',"Еба"') у прохожих;[9]
Избыток свободного времени может заполняться курением, распитием доступных алкогольных напитков (например, пиво, алкогольные коктейли), а также потреблением семечек («семачки», «семки»). Шелуха от семечек при этом сплёвывается на тротуар или в лицо тех, кого они считают лохами;[9]
Любовь к блатной музыке, русскому шансону (см. Михаил Круг, «Бутырка»), так же многие из них предпочитают попсу (популярную музыку), клубняк (клубную музыку) и русский рэп.
Активное использование ненормативной лексики;
Для представителей субкультуры характерна гомофобия, в их среде постоянно используются оскорбительные ярлыки типа «пидор», «пидарас», «гомосек», «петух» и др. даже по отношению к тем, кто не является геем, а просто менее мужественно выглядят или к тем, кто предпочитает стиль унисекс;
Из автомобилей предпочтение отдается российским моделям, нередко с кустарным «тюнингом» низкого качества и с тонированными тёмными стеклами;[8]. Гопники ненавидят корейские автомобили, а так же любые малолитражные автомобили, за исключением WF Golf, также особое предпочтение отдается джипам.
В речи большое количество слов-паразитов, подавляющее большинство из которых: «короче», «типа» и «слышь» («сышишь») (редуцированное «слышишь»).
Отражение термина в музыкальной культуре
Гопникам посвящено множество музыкальных произведений. Одно из первых упоминаний гопников зафиксировано в песне Леонида Утёсова — «Гоп со смыком» из его репертуара 1929—1933.
Наиболее широкую известность получила песня «Гопники» Майка Науменко и группы «Зоопарк» (1984). Один из куплетов песни характеризует манеры поведения гопников:
Кто хлещет в жару портвейн, кто не греет пива зимой,
Кто плюется как верблюд, кто смеется как козодой?
Кто гадит в наших парадных, кто блюет в вагонах метро,
Кто всегда готов подбить нам глаз и всадить вам в бок перо?
Это гопники! Они мешают нам жить!
Субкультура гопников
Характеристика субкультуры
Имидж и поведение типичного гопника представляют собой пародию на бандита 90-х. Чёрная кожаная куртка и спортивное трико было перенято подростками прямо от них. Позже бандиты надели солидные костюмы и галстуки — а гопники так и остались при своей типичной одежде. Если работой настоящих бандитов являлись обычно разборки, инкассация и рэкет коммерсантов — то гопники занимались мелким воровством и вымогательством денег.
Представители субкультуры «гопников» (см. второе значение термина) отличаются выраженной агрессией против членов общества, ориентированных на западные ценности (как правило, против ориентированной на западную культуру «неформальной молодёжи» — «неформалов»), а также пренебрежительно относятся к т. н. «лохам» — всем, кто не соблюдает «пацанские понятия» — негласные правила поведения, сложившиеся в криминальной среде.
Исследователь субкультуры «гопников» — сотрудник кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева — Рамиль Ханипов отмечает: «Городской центр по профилактике безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних Санкт-Петербурга обозначает гопников в качестве „неформальных объединений“, и включает их в раздел „агрессивы“. Дискуссии интернет форумов говорят об уровне развитии этих неформальных объединений следующим образом: „…от Калининграда до Владивостока гопники по сей день являются самой распространённой формой молодёжных объединений“, а все используемые источники подчёркивают ярко выраженный криминальный и групповой характер данной субкультуры: „Преимущественно это драки, грабежи, наезды, которые нацелены на добычу денег…, алкоголь и сигареты.
Глава московского отделения Либерально-демократической партии России Олег Лавров заявил, что гопники составляют определённую часть избирательной базы его партии:[
Мы считаем, что гопники — самая могущественная в России политическая сила. Люди над нами смеются, называют нас партией маргиналов: гопников, воров, бродяг и пьяниц. Но, понимаете, это все люди, чьи интересы никто больше не представляет. Мы создали наши пункты на железнодорожных вокзалах, и одно время у нас был миллион членов. Когда мы выдвинули Малышкина кандидатом в президенты на выборах 2004 года, люди были в шоке. Ну да, он, конечно, не интеллектуал, но гопники за него проголосуют.
В отличие от большинства неформальных объединений молодёжи (например, хиппи, панки, ролевики), гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения[8], из чего следует, что они не осознавали себя как субкультуру.
В большинстве молодёжных субкультур характерно неприятие к гопникам, доходящее до крайнего антагонизма.
Что касается Украины, то ситуация примерно такая же. Здесь практически нет каких либо субкультур, которые бы возникли и развились в нашей стране, как молодежных так и любых других, и все они пришли к нам с запада. Единственное, о чём мы можем говорить, как о таком что родилось на Украине — это гоп-культура(гопари, гопота, братва, пацанчики).[источник?] По одной из основных версий данная субкультура зародилась в послевоенном Харькове (50-е годы ХХ века). Её представители как тогда, так в принципе и сейчас, это молодежь вышедшая из малообеспеченных и неудачных семей. Также её можно было охарактеризовать как «озлобленную» послевоенной обстановкой, разрухой, голодом и низким уровнем жизни. И так повелось что примером для них стали бывшие заключенные, образ жизни которых стал приемлемым для них в такой ситуации.
Стереотипный внешний вид
Прическа «ёжиком».
Туфли, одетые под спортивный костюм.
Клечатая кепка.
Обилие перстней-печаток и золотых цепочек.
Растянутая майка с трениками и тапочками.
Использование воровского жаргона.
Куртка из «кожи».
Шапка, одетая как правила на уши.
[править] Другие отличительные черты
Также отмечается, что для представителей данной субкультуры характерны следующие черты:
Гопники большую часть времени проводят на улице или в парадных:[9] среди излюбленных мест — парки, скверы, старые дворы, автобусные остановки, гаражи (особенно если там проходит тропа от остановки общественного транспорта до жилых многоэтажек), дворики при детских садах, тёмные дворики, компьютерные клубы, тамбуры магазинов;
Распространена привычка сидения на корточках (на корта́х), ведущая происхождение из мест заключения[9] или ассоциирующаяся с таковыми.
Гопников характеризует развязная («борцовская» или раскачивающаяся) походка и агрессивная манера поведения: разглядывание прохожих в упор, фамильярное обращение, провоцирование на конфликты (например, «Ты чё такой дерзкий?», «Чё смотришь?!»), вымогание денег (например, «Слышь, бля мелочи не найдётся?», «А есть пять рублей на минералку?») и других ценностей (например, «У тя мобила есть? Мне позвонить надо.», «Попрыгай!», «Тцссссс!»',"Еба"') у прохожих;[9]
Избыток свободного времени может заполняться курением, распитием доступных алкогольных напитков (например, пиво, алкогольные коктейли), а также потреблением семечек («семачки», «семки»). Шелуха от семечек при этом сплёвывается на тротуар или в лицо тех, кого они считают лохами;[9]
Любовь к блатной музыке, русскому шансону (см. Михаил Круг, «Бутырка»), так же многие из них предпочитают попсу (популярную музыку), клубняк (клубную музыку) и русский рэп.
Активное использование ненормативной лексики;
Для представителей субкультуры характерна гомофобия, в их среде постоянно используются оскорбительные ярлыки типа «пидор», «пидарас», «гомосек», «петух» и др. даже по отношению к тем, кто не является геем, а просто менее мужественно выглядят или к тем, кто предпочитает стиль унисекс;
Из автомобилей предпочтение отдается российским моделям, нередко с кустарным «тюнингом» низкого качества и с тонированными тёмными стеклами;[8]. Гопники ненавидят корейские автомобили, а так же любые малолитражные автомобили, за исключением WF Golf, также особое предпочтение отдается джипам[источник?].
В речи большое количество слов-паразитов, подавляющее большинство из которых: «короче», «типа» и «слышь» («сышишь») (редуцированное «слышишь»).
[править] Отражение термина в музыкальной культуре
Гопникам посвящено множество музыкальных произведений. Одно из первых упоминаний гопников зафиксировано в песне Леонида Утёсова — «Гоп со смыком» из его репертуара 1929—1933.
Наиболее широкую известность получила песня «Гопники» Майка Науменко и группы «Зоопарк» (1984). Один из куплетов песни характеризует манеры поведения гопников:
Кто хлещет в жару портвейн, кто не греет пива зимой,
Кто плюется как верблюд, кто смеется как козодой?
Кто гадит в наших парадных, кто блюет в вагонах метро,
Кто всегда готов подбить нам глаз и всадить вам в бок перо?
Это гопники! Они мешают нам жить!